Лоскутное шитье - удовольствие и красота       
Блог Новости Статьи Гостевая Уроки пэчворка Архив рассылки Каталог Галерея Обо мне

Выпуск № 18

Здравствуйте! С вами Елена Фоломьева и рассылка "Лоскутное шитье - удовольствие и красота!".

В гостевой книге мне был задан вопрос по поводу изображений на лоскутных полотнах животных и человека. Зверей в пэчворке, конечно, гораздо больше, чем портретов, да и шить их легче. Но в этом выпуске я решила предложить вам небольшую статью об изображении людей в лоскутной технике. Кстати, буду рада, если вы поделитесь фотографиями своих работ или ссылками на подобные работы в Интернете.

В этом выпуске рассылки:

1. Новый блок из Энциклопедии лоскутного шитья Селии Эдди.

2. Портрет в лоскутном шитье

3. Полезный совет.

Итак, ...

1 Двойное колесо

 

Выглядит блок так:

 

           Схема:

 При сборке достаточно соблюдать "правильную" последовательность и шитье этого блока не доставит вам трудностей: сначала соединяем детали 1 и 4, а затем уже к этому треугольнику пришиваем детали 2,3 и 5. Собираем четыре квадратика, которые потом соединяем в один.

А это - вариант сборки полотна: 

По-моему, очень хороший пример того, как вы можете придумывать свои собственные блоки. Берете квадрат, делите его на четыре части, одну четвертинку делите линиями на детали, а потом, по принципу бумажной снежинки, переносите их на весь блок.

 наверх

 

2.Портрет в лоскутном шитье

Любой квилтер рано или поздно приходит к желанию сделать сюжетную работу. Хочется попробовать новую технику, отойти от классических схем. К тому же Интернет полон художественных квилтов, которые своей красотой не дают покоя не только начинающим, но и опытным мастерицам.

Как сделать сюжетную композицию и не скатиться на уровень самодеятельности?

На мой взгляд, очень верно говорит Н.Ю. Косьянковская - руководитель квилт-клуба "Гатчина": "Лоскутное шитье - искусство условное, использует те же знаки и символы, что и вышивка, кружевоплетение. И если в кружевах лошадка или девушка изображены очень обобщенно, то тут ни у кого не возникает никаких сомнений. За много веков все привыкли к таким изображениям. А в лоскутном шитье начинающие мастерицы пытаются использовать приемы реалистического рисунка, что стилистически очень чуждо этому виду творчества.

Поэтому на моих уроках мы и пытались разобраться с этой проблемой. Искался художественный образ, а не конкретное лицо. сначала делались эскизы в технике коллажа, что позволяло максимально приблизиться к лоскутному шитью. И только когда идея вырисовывалась, подбирали лоскутки и выкладывали их по подготовительному рисунку совершенно свободно, т.е. шли от материала, а не от лекала. В результате чего конечный результат композиции становился совсем другим и чаще всего более выразительным, чем на предварительном эскизе."

Посмотреть эти работы можно здесь.

Вообще использование ткани как средства создания образа человека - явление относительно новое. Существует несколько способов, которыми пользуются современные мастера лоскутного шитья, создавая свои работы.

Этот квилт полон символами кино, здесь каждый персонаж узнаваем.

Чтобы добиться этого, достаточно отобрать несколько черт, наиболее присущих и отличающих данного персонажа, и сделать их центральной частью композиции.

Самое трудное в данной задаче - выполнение лица. Непросто передать свет и тени, а неправильность черт приводит к тому, что реалистические линии и контуры удается создать только при использовании небольших и причудливых по форме кусочков материи, из-за чего сложно добиться их естественности при близком рассмотрении.

Из-за сложности реалистических портретов мастера лоскутного шитья, подобно некоторым художникам и скульпторам, прибегают к символике, стремясь изобразить объекты так, чтобы добиться предельного сходства. При этом одни и те же образы и мотивы могут быть изображены по-разному, разными техниками и материалами.

Некоторые мастера часть узора рисуют красками прямо по ткани, чтобы получить большую свободу выражения. В этом квилте ткань расписана с помощью загущенных красителей для ткани, а затем выстирана и простегана на машине.

Вдохновение можно черпать из множества источников, например из рисунков и скульптур постимпрессионистов. А этническое искусство с его образами часто содержит неожиданные стилизованные формы, которые прекрасно воспроизводятся  на ткани.

Посмотрите, как эти способы комбинируются на практике. У этого Санта Клауса сделан акцент на узнаваемые черты - красный костюм и седая борода. А при создании лица вышивку (глаза) сочетали с аппликацией (нос, щеки).

То, что будете создавать вы - неповторимо, даже если вы копируете чью-то работу. Поэтому не бойтесь смелых решений, нестандартных ходов и новых методик.

Если вы в чем-то не сильны, например в вышивке, замените элемент аппликацией. Если что-то не получается, то можно изменить композицию так, чтобы неудачный элемент не был в нее включен, например, спрятать руки фигуры в рукава или повернуть ее спиной к зрителю. В любом случае, вы - творец этого полотна, вы полновластный хозяин и сюжета, и исполнения.

наверх

3. Совет.

Вы знаете, что на выставках все работы должны быть снабжены лейблом, этикеткой, где должно быть указано название работы, координаты автора и т.д.

Но почему-то вне выставок мы не помечаем свои работы, независимо от того, остается она у нас или "уходит на сторону".

Я предлагаю вам оформлять работы своим фирменным знаком. Его можно вышить, написать несмываемой краской, отпечатать этикетку на принтере и потом пришить. Художники подписывают свои картины, почему же этого не делаем мы?

Я впервые задумалась об этом, когда на одном из американских сайтов наткнулась на страничку, где предлагались варианты оформления таких этикеток для лоскутных работ.

Я стала вышивать свою метку на изнанке и с тех пор веду своеобразную "летопись" в лоскутках.

наверх

 

Ну, вот на сегодня и все!

Жду от вас вопросы, замечания, возможно, и критику!

С искренними пожеланиями успеха и вдохновения,

Елена Фоломьева.

 

Copyright © 2006 by Елена Фоломьева. Все права защищены.

Запрещено полное воспроизведение материалов рассылки без согласования с автором.