Лоскутное шитье - удовольствие и красота       
Блог Новости Статьи Гостевая Уроки пэчворка Архив рассылки Каталог Галерея Обо мне

Выпуск № 27

Здравствуйте! С вами Елена Фоломьева и рассылка "Лоскутное шитье - удовольствие и красота!".

На прошлой неделе я посетила выставку Феклы Светлой. Были выставлены лоскутные одеяла и панно, фотоотчет об этом в ближайшие дни появится на сайте.

Но сегодня я хочу поговорить вот о чем. Ирина Можаева (ее урок по лоскутному шитью находится здесь) рассказала мне, что она получила письмо от художницы Ларисы Банакиной, в котором та, хваля работы Ирины, выразила удовольствие от того, что лоскутное шитье перестает быть примитивным и поднимается до высот настоящего искусства (именно так я поняла смысл ее слов).

Мне хочется сказать несколько слов в защиту лоскутного одеяла и об этом моя статья.

 

В этом выпуске рассылки:

1. Новый блок из Энциклопедии лоскутного шитья Селии Эдди.

2. Слово в защиту лоскутного одеяла.

3. Полезный совет.

 

Итак, ...

1.Бабушкин веер.

Выглядит блок так:

 

           Схема:

 

А это - вариант сборки полотна: 

Это - вариант предыдущего блока "Дрезденская тарелка". Также, как и его, этот блок вы можете выполнить либо целиком в лоскутном виде, либо путем аппликации лоскутного фрагмента.

Изменяя цвета лоскутных "лучей" или поворачивая блоки, можно добиться интересных решений лоскутного полотна.

 наверх

2.Слово в защиту лоскутного одеяла.

Недавно мне довелось услышать мнение одной из известных мастериц лоскутного шитья Ларисы Банакиной о том, что ее радует переход лоскутного шитья на новый уровень настоящего искусства. И это заставило меня задуматься. Получается, что детские коврики, что сшиты бабушками своим любимым внукам – не искусство? Лоскутное одеяло, в которое так приятно завернуться зимним вечером на диване – не искусство? А яркая прихватка у плиты на кухне, а пестрая наволочка на подушке дачной скамейки?

В общем, хочу сказать слово в защиту того, что, возможно, профессиональные художники лоскутного шитья не считают искусством.

Что считать «примитивом»? В искусстве, например, существует целое направление «примитивизм», и у него есть свои почитатели: проходят регулярные выставки, коллекционеры скупают работы мастеров.

Примитивность в пэчворке сложилась исторически. Я не буду в этой статье напоминать об истории, вы можете найти эту информацию во многих книгах. Напомню только, что изначально ткани были дороги. Поэтому ни один лоскуток не выбрасывался, все шло в дело, будь то лоскутное одеяло или коврик.

Кстати, наверное, поэтому до сих пор у некоторых людей лоскутное шитье ассоциируется с бедностью, мол, нет денег купить новое, вот и возятся.

(Замечу сразу, что сегодня пэчворк – достаточно дорогое удовольствие, и в плане цен на инструменты и ткани, и стоимости готовых работ).

Но постепенно ткани стали доступнее, а желание собирать лоскутки в полотно, словно мазки краски на холсте, осталось и сегодня мы видим бурное развитие техник и направлений пэчворка.

В свое время живопись вышла из наскальных рисунков, а музыка – из ударов камня о камень. Сейчас – масса направлений и школ, но по-прежнему привлекают взор простые карандашные наброски или ласкают слух чистые звуки.

Современные техники пэчворка разнообразны и каждая мастерица найдет себе что-то по вкусу и опыту. Все шире в лоскутное шитье входят приемы и техники из других видов рукоделий. Но все равно остаются свои почитатели у простых форм и несложных методик. И это хорошо.

Во-первых, все, даже сегодняшние мэтры, были когда-то учениками. Все начинали с несложных предметов, у каждого есть, хотя бы на фото, «мое первое одеяло».

Во-вторых, как бы красиво и изысканно не было лоскутное полотно, не каждому найдется место в любом интерьере: то цвет не подойдет, тот  размер не тот, то слишком пафосно и т.д. А лоскутное одеяло всегда будет «ко двору»: согреться холодным вечером у телевизора или укрыть оставшегося ночевать гостя.

И в-третьих, художественный квилт, даже сделанный своими руками, никогда не станет таким же родным, как лоскутное одеяло.

Поясню. Дело в том, что обычно, собираясь шить художественное панно, мы подбираем цвета и ткани под идею и сюжет, покупаем новые лоскуты, собираем их у друзей. В результате получаем шедевр, вызывающий дружное «Ах!» у зрителей и признание знатоков.

А на лоскутное одеяло идут, как правило, ткани из старых запасов и тут обычно на первый план выходит психологический фактор.

Вот этот кусочек – из маминого халата. Она любила его и часто надевала. А какие вкусные пирожки пекла она в нем по воскресеньям! А это – от детской рубашки сына. Какой он был смешной, когда был маленьким, какие забавные слова придумывал! И так – по каждому лоскуту: всплывают воспоминания и окрашивают все полотно в родные и теплые оттенки.

И лоскутное одеяло становится не просто практичным квилтом, а частью твоей жизни, своеобразным живым архивом.

Думаете, это относится только к изделиям из старых тканей? Ничуть! Даже если вы шьете из новых лоскутов, но шьете для конкретного человека, вы неизбежно вложите в свою работу свои чувства, то, что называют «частью души».

Наверное, именно поэтому многие мастерицы не могут продавать свои работы «на сторону», но охотно дарят  близким.

И еще. Я считаю, что есть искусство, а есть творчество. И творчество гораздо выше искусство. Знаете почему? Искусство – лишь проявление творческого начала в человеке, лишь его материальное воплощение. Творчество – это качество человеческой души, ее состояние. Искусство – отражение этого состояния. Конечно, можно возразить, мол, какое состояние, такое и отражение. Да, это так. Но лишь отчасти.

С ростом мастерства человек получает больше инструментов для выражения себя в этом мире, может большими «красками» написать картину или выполнить то же лоскутное панно.

Но по-прежнему главным остается все тот же творческий импульс, который заставляет человека браться за иголку или кисточки. Без него, каким бы высоким не было его умение, работа не будет «трогать» зрителя, оставит его равнодушным.

Поэтому, думаю, мы останавливаемся перед одними изделиями на выставках и спокойно проходим мимо других, какими бы искусными они ни были.

Все имеет свое право на существование: и лоскутный портрет, и лоскутное одеяло. Ни один из видов пэчворка не имеет преимуществ перед другими.

Художественная ценность работы определяется не только и не сколько материалами и техникой исполнения, а значимостью этого изделия для одного (или нескольких) людей. Вспомните знаменитый «Черный квадрат» Малевича. Меня никакой искусствовед не убедит в его гениальности.

Да, надо «расти над собой», осваивать новые техники и методы, идти вперед. Но, честное слово, не стоит свысока смотреть на свое прошлое, на свои первые шаги в пэчворке – лоскутные одеяла. Они еще пригодятся.

наверх

3. Совет.

Сегодня совет касается приемов машинной стежки.

Вы опустили транспортер машинки, установили вышивальную лапку или лапку для свободной ручной стежки, настроили функцию прямого шва и уже готовы нажать на педаль. У вас обязательно все получится, только следуйте несложным правилам.

Двигая работу, не поворачивайте ее, ткань перемещаете вперед, назад и в стороны. Руки и предплечья остаются все время в исходном положении. Только пальцы двигают работу под иголкой, но не вся ладонь. При равномерном темпе должно выработаться плавное, в унисон с машинкой осуществляемое движение.

Периодически делайте паузу, опуская иглу, чтобы ничего не нарушилось, и снова устанавливайте пальцы вблизи с иглой. Во время шитья перемещайте руки только по очереди, чтобы работа не оставалась без "руководства".

наверх

 

Ну, вот на сегодня и все!

Жду от вас вопросы, замечания, возможно, и критику!

С искренними пожеланиями успеха и вдохновения,

Елена Фоломьева.

 

Copyright © 2006 by Елена Фоломьева. Все права защищены.

Запрещено полное воспроизведение материалов рассылки без согласования с автором