Лоскутное шитье - удовольствие и красота       
Блог Новости Статьи Гостевая Уроки пэчворка Архив рассылки Каталог Галерея Обо мне

Выпуск № 67

Здравствуйте! С вами Елена Фоломьева и рассылка "Лоскутное шитье - удовольствие и красота!".

Сегодня у меня для вас несколько новостей.

Во-первых, Ирина Ткачева выложила на своих страницах видеоролики награждения призеров "Лукоморья" и любезно согласилась показать их всем. Смотрите: http://video.mail.ru/mail/irinatk/29

Кстати, обратите внимание на тему следующего фестиваля!

Во-вторых, в Москве в понедельник, 04 августа, в культурном центре МЕОД по адресу Москва, ул. Волочаевская, д.14, корп.1 лоскутный клуб "Соцветие" открывает выставку работ питерской студии "Лоскутные забавы" (рук. Никулина А.А.). Так что приглашаю!

В-третьих, сообщение для жителей Петербурга. Есть возможность заниматься на курсах дополнительного образования в Смольном университете (это негосударственное образовательное учреждение) на факультете искусств (кафедра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) по  теме "Основы цветоведения и основы композиции". Как я понимаю, это перекликается с тем, чему учит Е. Талавира в "Колорите".

Цветоведение будет преподавать человек из Академии художеств (к сожалению, не запомнила его имени), а композиция - авторский курс Ветрогонского (к своему стыду, не знаю художников современных совершенно!), читать будет его сын.

После окончания этих курсов есть возможность продолжить обучение по классу росписи тканей, гобелена и ткачества, компьютерного дизайна.

Занятия - 4 часа один раз в неделю, стоимость - 4-5 тысяч рублей за семестр, днем в будние дни. Начало занятий  - с сентября. До 20 августа надо принять решение, кто надумает - пишите мне folomyova собака yandex.ru

Для меня это отличная возможность получить необходимые знания без сдачи вступительных экзаменов, быстрее и гораздо дешевле, чем обычно.

И еще одно объявление для питерцев. Студия "Лоскутные забавы" объявляет о двух вакансиях на место своего члена. Т.е. готовы принять в свои ряды новых людей, умеющих шить пэчворк (если окончили какие-то курсы - отлично!) и любящих лоскутное шитье (и готовых показать свои работы!). Единственное серьезное условие для вступления - готовность и желание выполнять коллективные работы, делать что-то вместе с остальными, помимо индивидуальных работ.

Я в июле работаю на заказ, закончила одно одеяло:

Это "Карелия", уехало в Подмосковье в загородный дом.

Теперь заканчиваю следующее, будет подарок одной семейной паре на годовщину свадьбы.

На сайте конкурса "Словесный лоскуток" есть новые стихи, заходите почитать!

Сегодня в рассылке, как обычно, лоскутный блок. Кстати, в книге, откуда я их беру, заканчиваются странички. Но блоков существует гораздо больше! Поэтому сегодня я предлагаю вам ссылку на бесплатный архив англоязычной рассылки:

http://quilting.about.com/od/quiltpatternsprojects/ig/Free-Quilt-Block-Patterns/?nl=1

В качестве статьи выпуска я предлагаю вам статью об авторском праве в пэчворке. Авторы сайта "Все о пэчворке и квилтинге в Украине"

( http://www.quilters.com.ua/ ) согласились поделиться с вами этой информацией.

И в качестве полезного совета - совет от Марины Гириной.

Я помню о своем обещании дать информацию по витражной технике и японским тканям. Вот закончу второе одеяло на заказ - и возьмусь за эти статьи, я обещала, значит, сделаю!

В сегодняшнем выпуске:

1. Блок из Энциклопедии лоскутного шитья Селии Эдди.

2. Авторское право в лоскутном шитье.

3. Полезный совет

 

Итак, ...

1. Джорджия

 

Выглядит блок так:

 

           Схема:

А это - вариант сборки полотна:

 

Меняя цвета, получаем интересные рисунки полотна:

Можно упростить этот блок, заменив детали 1+2+1 на три квадратика: два цельных, а один - из двух треугольников.

 наверх

 

2. Авторское право в лоскутном шитье

Интересует ли Вас вопрос авторского права? Приобретая разработанную кем-либо модель (дизайн) для пошива, какие права Вы приобретаете? Сделают ли несколько небольших изменений дизайн Вашим? Не нарушите ли Вы закон, продав Ваш квилт?

Американский журнал Quilters' Newsletter Magazine опубликовал серию статей квилтера и практикующего юриста Дженет Джо Смит на эту тему. Предлагаем вам выдержки из этих статей с описанием конкретных случаев и комментариями юриста. Понятно, что «американский» подход к данному вопросу в Украине сейчас неприменим и вряд ли будет применяться в обозримом будущем, но, надеемся, читатели все же почерпнут полезную для себя информацию.

Прежде всего, рассмотрим общие принципы.

Авторское право в отношении лоскутного изделия возникает с того момента, как только оригинальный дизайн воплощен в квилте. Ни «чистые» идеи, ни техники не могут быть защищены авторским правом. Закон об авторском праве предназначен для защиты дизайна существующей работы. Для применения закона должны быть соблюдены следующие критерии.

Оригинальность – это должно быть Ваше собственное изделие, Вашего оригинального дизайна.

Фиксирование в материальной форме – изделие должно существовать физически, а не быть просто идеей или эскизом.

Подпадание под Закон об авторском праве – хотя до сих пор не зарегистрировано случаев применения этого закона к квилтам, вышивкам и дизайнам тканей, предоставляется защита согласно этому Закону.

Важное замечание: регистрация не обязательна для возникновения авторского права.

Итак, рассмотрим ряд вероятных ситуаций.

Ситуация 1. Начинающий квилтер проходит курс обучения у мастера квилтинга, и ей так нравится учебный квилт этого курса, что она изготавливает точно такой же.

Вопрос: Имеет ли право ученица копировать учебный квилт?
Ответ: Да. Когда преподаватель разрабатывает образцы для демонстрации и предлагает ученикам, подразумевается, что он разрешает ученикам их копировать. Это разрешение ограничивается теми, кто оплатил и прослушал курс, либо оплатил и получил учебные материалы.

Вопрос: Имеет ли право другой человек (знакомая ученицы) копировать этот квилт?
Ответ: Нет, поскольку этот человек не посещал курс и не оплачивал использование этого дизайна. Без разрешения автора, это будет рассматриваться как нарушение авторских прав, независимо от того, копировался ли исходный квилт или его копия, законно изготовленная ученицей.

Вопрос: Имеет ли ученица право продать свой квилт?
Ответ: Без разрешения автора дизайна – нет (примечание: подобное разрешение называется лицензией и обычно должно даваться письменно). Авторское право является личной собственностью. Оно может передаваться, как всякая личная собственность. Его можно отдать, продать, завещать или лицензировать кому-либо, но нельзя получать прибыль от работы другого человека без его согласия.

Вопрос: Может ли ученица подарить свой квилт?
Ответ: Если подарок предназначен для личного пользования – да. Если получатель подарка захочет демонстрировать квилт публично, продать его или скопировать, он должен получить разрешение автора.

Вопрос: Может ли ученица сделать десять копий учебного квилта и раздать их?
Ответ: Проводя учебный курс, преподаватель ожидает, что ученики будут копировать учебный квилт. Подразумеваемое согласие на копирование включает только одну копию в рамках учебного курса. Изготовление и раздача нескольких копий также нарушает эксклюзивное право автора распространять свои работы.

Вопрос: Если ученица изменит цветовое решение и расположение блоков в квилте, может ли она после этого изготавливать копии на продажу?
Ответ: Изменение цветов не делает полученный квилт достаточно оригинальным для его исключения из авторских прав преподавателя. Вообще, вариации представляют собой самый сложный вопрос в области копирайта. Вопрос о том, достаточны ли изменения для признания квилта оригинальным изделием, не затрагивающим дизайн другого художника, решается отдельно для каждого случая. Критерий для определения – вопрос, существенно ли отличается данная работа от оригинала. Для проверки можно задать вопрос: может ли кто-либо, глядя на этот квилт, предположить, что он сделан автором исходного дизайна?

В данном случае квилт с измененным дизайном будет, скорее всего, считаться производной работой. Производные работы в нашем случае – это квилты, имеющие такой же элемент или тему. Согласно закону, только автор может делать производные от своих дизайнов.

Вопрос: Может ли ученица демонстрировать свой квилт на местной или национальной выставке?
Ответ: Право публичной демонстрации работ принадлежит владельцу авторских прав. Однако локальные выставки обычно имеют ограниченное число посетителей, и поэтому демонстрация на них квилта не будет считаться преследуемым в судебном порядке нарушением. Участие в мероприятиях мирового масштаба, или в выставках, публикующих каталоги экспонатов, определенно недопустимо. Примерами подобных мероприятий могут служить выставки Quilt National, Visions, American Quilter's Society Show в Paducah и International Quilt Festival в Houston.

Вопрос: Если квилт ученицы на локальной выставке привлек внимание прессы, и известный журнал, посвященный квилтингу, хочет использовать его в статье, может ли ученица позволить журналу сфотографировать квилт и опубликовать фотографию?
Ответ: Фотография чьего-либо дизайна также считается копией. Копии, изготовленные любым способом – фотографии, картины или рисунки – обычно не могут быть сделаны без разрешения владельца авторских прав. Поэтому автор копии не имеет права давать согласие на фотографирование (копирование) или публикацию (копирование, распространение и демонстрацию). Все эти права принадлежат исключительно владельцу авторских прав. Исключение из закона "О законном использовании материала, охраняемого авторским правом" позволяет периодическим изданиям публиковать работы, защищенные авторским правом, в новостях или комментариях. Этот вопрос будет подробно рассмотрен далее.

Вопрос: Имеет ли право ученица принять денежный приз, если ее квилт победил на локальной выставке?
Ответ: Определенно нет, если она не получила разрешения автора на демонстрацию квилта. Если же такое разрешение было получено, с ее стороны было бы жестом вежливости разделить приз с преподавателем, чей учебный курс вдохновил ее на создание этого квилта. Просто принять награду означает получить прибыль от чужой работы, защищенной авторским правом.

Вопрос: Если дизайн квилта взят из книги или журнала, подлежит ли его использование каким-либо ограничениям?
Ответ: Если Вы купили журнал или книгу, Вы имеете право использовать модели из них изготовления квилтов. Публикация моделей и инструкций подразумевает согласие на то, что покупатель может делать копии для личного использования. Однако все вышеописанные ограничения для квилта из учебного курса действуют также и для дизайна, опубликованного в книге.

Прочитав вышеизложенные комментарии к ситуациям, которые возникают в жизни обычного квилтера и узнав, как быстро авторские права вступают в силу и как широко применяются, Вы можете поразиться, как это кто-либо еще решается что-нибудь делать, публиковать или выставлять. Однако закон никогда не бывает абсолютным. Из каждого правила есть исключения, это также верно и для законов об авторском праве.

Основной принцип состоит в том, что вы не имеете права копировать чье-либо оригинальное изделие никаким способом без согласия автора. Исключения из этого закона дают нам возможность рассматривать закон с точки зрения здравого смысла. Из законов об авторском праве есть исключения "О добросовестном использовании". В рамках этих исключений копии защищенных материалов могут делаться для целей обучения, учебных исследований, сообщений в новостях и комментариев или критических статей в СМИ. Кроме того, после определенного периода, авторское право теряет силу, и объект авторского права становится всеобщим достоянием (публичной собственностью). Далее эти исключения будут проиллюстрированы с помощью следующей ситуации.

Ситуация 2. Художник, работающий в области художественного квилтинга, создает квилты оригинальных дизайнов для демонстрации в галереях и для продажи. Два авторских квилта в настоящее время демонстрируются на выставке вместе с работами 20 других авторов. Художник помещает символ копирайта на этикетках квилтов, этот же символ имеется на подписях, помещенных галереей возле квилтов.

Журналист из местной газеты готовит статью о выставке. Статья об известном авторе публикуется вместе с фотографиями его работ, сделанными на выставке.

Вопрос: Нарушены ли журналистом или газетой авторские права художника в результате публикации фотографий его работ? Может ли художественный критик опубликовать обзор с фотографиями?
Ответ: Статья в газете, критический обзор и фотографии подпадают под исключения "О законном использовании" относительно новостей и комментариев. Факторы, которые учитываются при определении, подпадает ли данная публикация под это исключение, следующие:
- Воспроизведен ли оригинал в его истинном размере?
- Указан ли автор и другая информация о продукте?
- Влияет ли копия неблагоприятно на потенциальный рынок художника, или на коммерческую стоимость работы? Может ли копия заменить или уменьшить спрос на оригинал?
В данном случае публикации в СМИ не нарушают закон.

Вопрос: Если журналист захочет напечатать в своей газете один из квилтов художника с инструкцией по изготовлению, может ли он зарисовать дизайн и опубликовать инструкции?
Ответ: Только с разрешения художника. "Законное использование" не разрешает копирование (схематический рисунок) или публикацию инструкций по изготовлению. Разница между этой публикацией и публикацией в разделе "Новости" состоит в том, что схема с инструкциями затрагивает потенциальную возможность автора опубликовать схему с инструкцией собственной разработки и получить от нее доход. Новости и комментарии не будут иметь негативного воздействия на коммерческую стоимость дизайнов художника.

Вопрос: Квилты художника опубликованы в каталоге выставки. Преподаватель в школе делает копии каталога, чтобы раздать ученикам, изучающим историю искусств. Разрешено ли это?
Ответ: "Законное использование" включает обучение и исследования. Однако это касается только некоммерческих (неприбыльных) школ и университетов. Если это преподаватель государственной школы, копии работ могут быть сделаны, чтобы помочь в обучении. Ученики также могут делать копии, когда готовят учебные работы. В данную категорию не попадают преподаватели платных курсов для квилтеров.

Вопрос: Может ли преподаватель школы изготовить копии каталога и раздать их на собрании местной гильдии квилтеров во время демонстрации техники?
Ответ: Нет. Исключения из закона для целей преподавания и обучения действуют только для начальных и средних школ и ВУЗов. Преподавание вне этих учебных заведений не подпадает под это исключение. Это аргументируется тем, что закон предназначен для защиты коммерческой стоимости авторских работ и в то же время учитывает важность публичного образования. Для целей демонстрации члены гильдии должны приобрести каталог.

Вопрос: После окончания выставки весь тираж каталога был распродан. Если преподаватель школы передает школьной библиотеке копию каталога, нарушает ли он этим права художника или издателя каталога?
Ответ: Библиотекам и архивам предоставляется особое исключение. Они имеют право изготовить одну копию объекта, защищенного авторским правом, если библиотека является публичной или открыта для лиц, проводящих исследования в определенной области, и если копирование делается не для коммерческих целей, при этом копия включает указание оригинала об авторском праве. При копировании печатных изданий учитывается, что каталог больше не издается, то есть его нельзя приобрести. Копирование для некоммерческого использования в этой ситуации разрешается.

Вопрос: Преподаватель делает для членов местной гильдии квилтеров копию квилта со схемой из книги, опубликованной в 1875 г. Нарушает ли он при этом авторское право?
Ответ: После определенного периода времени эта книга и схемы в ней стали «всеобщим достоянием» («публичной собственностью»). Авторское право ограничено во времени. Авторское право, существовавшее до 1978 г., имеет срок в 28 лет, и может быть продлено еще на 47 лет, до максимального периода защиты – 75 лет. В 1978 г. Закон был изменен, теперь авторское право действует в течение жизни автора плюс 50 лет. Упомянутая книга и схемы в ней изданы более 75 лет назад. Они являются публичной собственностью, и их может свободно использовать каждый желающий.

Вопрос: Группа арт-квилтинга объявила конкурс квилтов в стиле французских импрессионистов. Может ли участник конкурса изготовить квилт по мотивам картины Моне с использованием «акварельной» техники?
Ответ: Несмотря на то, что работы Моне защищены авторским правом, можно изготовить квилт, вдохновившись его работами или стилем. «Акварельная» лоскутная техника способна передать ощущение живописи в стиле импрессионизма без точного копирования картины. Это разрешенный вариант использования чужой работы, поскольку результат будет существенно отличаться от оригинала.

Использование «акварельной» лоскутной техники, изобретенной другим квилтером, также разрешается. Этот способ использования лоскутов ткани с крупным рисунком, которые «смешиваются» друг с другом, разрешен, если квилт не является копией. Техники или стили не защищены законом об авторском праве.

Итак, суммируем положения закона об авторском праве, проиллюстрированные выше:

Авторское право возникает с момента, когда исходный оригинальный дизайн зафиксирован в материальной форме. Регистрация не обязательна для возникновения авторского права.
Копия – это существенно (в значительной степени) подобное оригиналу его воспроизведение любым способом.
Владелец авторского права имеет исключительные права на копирование, распространение копий, и публичную демонстрацию оригинальной работы или ее копий.
Разрешение на копирование, распространение или демонстрацию работы, защищенной авторским правом, называется лицензией. Лицензии могут существовать только в письменной форме.
В целом, копирование, распространение или демонстрация защищенной работы другого лица без его разрешения является нарушением авторского права.
Если владелец авторского права публикует схему (инструкции по изготовлению), подразумевается разрешение на изготовление копии покупателем схемы.
«Законное использование» - это исключение закона об авторском праве, разрешающее копирование для некоммерческих учебных заведений, новостей и комментариев и учебных исследований.
Авторское право защищает оригинальный дизайн или текст. Оно не применяется по отношению к техникам.
Владелец авторского права может передать, продать или завещать авторские права полностью или частично.
После установленного периода времени действие авторского права прекращается, дизайн становится «общественным достоянием» («публичной собственностью») и может использоваться без ограничений. После этого он не может быть защищен авторским правом повторно. Поэтому традиционные дизайны блоков, опубликованные до 1930-х годов, сейчас можно свободно использовать, несмотря на то, что они публикуются и в современной литературе.
Основное правило закона об авторском праве следующее: Всегда спрашивайте разрешения, прежде чем копировать защищенную работу другого лица.
 

Перевод статьи - Валерия Фионик

Статья взята с сайта http://www.quilters.com.ua/



наверх

3. Полезный совет

Марина Гирина советует:

"Иногда бывает так, что при создании панно, пейзажа и т.д. не хватает каких-то маленьких цветовых штрихов, акцентов. Например, красного бочка у яблока или тени от облака. Вставлять на это место кусочек ткани не всегда бывает уместно. Можно выйти из положения с помощью обычных сухих теней для век! Нанесите их простым аппликатором."

Конечно, для изделий, которые будут активно использоваться, это не годится, а вот для открыток, настенных панно это может оказаться единственным выходом!

наверх

Ну, вот на сегодня и все!

Жду от вас вопросы, замечания, возможно, и критику!

С искренними пожеланиями успеха и вдохновения,

Елена Фоломьева.

 

Copyright © 2008 by Елена Фоломьева. Все права защищены.

Запрещено полное воспроизведение материалов рассылки без согласования с автором.