Панама - государство в Карибском
бассейне, находящееся на перешейке между Южной и Северной Америкой. Один
из крупных островных архипелагов, принадлежащих Панаме, называется Сан
Блас. Именно на этих островах и живут индейцы племени Куна.
На Сан Бласе около 340 островов.
Большинство из них совсем крошечные и необитаемые . На них нет
электричества и других благ цивилизации . Нет водопровода .
Куны собирают дождевую воду в резервуары и используют для питья. На
островах есть колодцы, где вода не самая чистая, но все же не соленая и
пригодна для мытья и стирки. Жилища кунов - это дома из тростника с
крышами из пальмовых листьев, с земляным полом и развешанными гамаками
для отдыха и сна.
Это самое необычное индейское племя,
единственное, сохранившее и по сей день древние традиции и культуру. Их
численность невелика, около 55 000 человек. Во главе племени стоит вождь
и сохраняется строгая иерархия власти и подчинение старшим.
До недавнего времени главным
эквивалентом стоимости служил кокосовый орех, они в больших количествах
растут на островах Сан Бласа . Причем каждая пальма закреплена за членом
племени или семейством, даже если пальма растет на необитаемом острове.
Индейцы сдают кокосы на торговые Колумбийские суда или обменивают у
торговцев на соль, консервы, одежду, ножи, канаты, рис и
сахар."Предметом экспорта" для Куна также являются лобстеры, королевские
крабы и осьминоги, которых во множестве добывают со дна морского
искусные индейские ныряльщики.
Женщины Куна зарабатывают деньги
продажей мол. Мола - это женская блуза, самая интересная часть ее -
красивые вставки, произведенные методом аппликации, которые
изготовляются путем сшивания мельчайшими стежками несколько слоев
цветной ткани. Не найдется двух мол с одинаковыми рисунками. Как
правило, они изображают абстрактные рисунки, фигуры, птиц, животных,
морских обитателей.
Индейцам Куна официально запрещается
заключать браки с представителями других народов. Нарушение закона
карается изгнанием из племени. Такая ситуация ведет к вырождению- при
сравнительно малой численности населения, и среди индейцев немало
альбиносов - странных созданий с бледной кожей, светлыми волосами и
чувствительными к свету красными глазами.
Индейцы Куна - невысокого роста, лишь
немногим выше африканских пигмеев. Очень красивый народ, хорошо
сложенный, с прекрасным здоровьем, доброжелательный и лишенный
агрессии.
Цивилизация постепенно наступает на
эти острова. Несколько лет назад из столицы на Сан Блас стал летать
небольшой самолет, всего на 12 посадочных мест. На островах появился
аэродром и, соответственно, электричество, затем гостиница и даже
водопровод. Цивилизация приносит свои удобства, но
стирает индивидуальность. Новое поколение уже предпочитает современную
одежду, играет в Барби и пьет Пепси Колу. Молодежь отправляют учиться в
столицу. И постепенно уходит то, что так привлекает нас, туристов,
жителей больших мегаполисов - необычность и естество...
Мы успели запечатлеть жизнь индейцев
Куна, мир, который очень скоро изменится.
А вот фрагменты тех самых молов,
которые и заставили нас поехать в столь далекое путешествие:
В феврале 2007 года в Москве прошла
выставка этих работ.
На
форуме Мелиссы побывавшие на этой выставке поделились своими
впечатлениями:
"Несколько слоев гладкокрашеной ткани.
Верхние слои прорезаны в соответствии с замысловатым рисунком или
узором. Края обратной аппликации прошиты через все слои ткани
(получается и подгибка края и простежка) мельчайшими стежками. Увидеть
стежки можно только вплотную приблизившись к работе. Именно эти стежки
потрясли меня больше всего!
В некоторых местах могут быть
аппликации — но их размер настолько крошечный, что я не могу понять —
как можно удержать в руках такую маленькую тряпочку — размером с ноготь
— и пришить ее крошечными стежочками!
Кроме этого — рисунки на молах не
повторяются! А это значит, что у рукодельниц есть изначальное видение
того, как будет выглядеть работа, после ее окончания.
...стежки настолько мелкие, что их
можно увидеть только если просто носом уткнуться в панно. А сами панно —
небольшие, все примерно одного размера: примерно 45 на 25 см (померила
по себе), а на самом деле они, скорее всего, еще меньше. На сайте
ассоциации есть фото молов — но узоры такие повторить — на мой взгляд
проблематично. Нужно очень много смотреть на эти работы и делать их,
чтобы начать чувствовать, именно чувствовать — как именно прорезать слои
ткани, чтобы получить нужный рисунок и эффект, чтобы сочетание цветов
было ярким, но гармоничным. Ведь при всей яркости цветов на этих молах,
они не выглядят аляписто, "по-деревенски". А на одном моле может быть и
5 и 7 цветов. Возможно у этих женщин чувство цвета врожденное, а
возможно — опыт свое дело делает. Ведь если с утра до вечера только молы
и шить — можно "пристрелять" глаз. "
В заключение скажу, что Ассоциация
обещает показать эту выставку и в других городах, в частности, в нашем
Питере. Так что у меня будет возможность увидеть все это своими глазами
и дополнить статью своими впечатлениями.