Лоскутное шитье - удовольствие и красота    

Блог

Новости

Статьи

Гостевая

Уроки пэчворка

Архив рассылки

Каталог

Галерея

Обо мне

Стежка: виды и способы.

В отделке лоскутных вещей часто используют детали, которые не только дополняют и разнообразят работу, но и придают дополнительную декоративность.

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что самой главной такой деталью является стежка. Большинство лоскутных изделий многослойны и им просто необходима дополнительная скрепляющая строчка. Т.е. именно стежка делает лоскутное полотно квилтом - изделием, состоящим из скрепленных между собой лицевой, изнаночной части и прослойки между ними.

Согласитесь, изнанка лоскутной части квилта не так интересна и привлекательна, как лицевая сторона, поэтому подкладка закрывает внутренние швы от наших глаз. К тому же выступающие припуски с изнанки могут проявиться на лицевой стороне в виде неровностей, поэтому лучше "утопить" их в толстом слое прокладки. Таким образом, самая первая и главная роль стежки - удержать вместе 3 слоя ткани и укрепление швов. Но в современных покрывалах акцент смещается на декоративное решение лицевой стороны, и здесь возможности использования стежки разнообразны и интересны.

Прежде чем поговорить о примерах использования стегания, стоит сказать несколько слов о различиях между ручной и машинной стежкой.

Конечно, стегать на машине гораздо быстрее, чем на руках. Зато ручная стежка более изысканна. К тому же стегание на машине требует определенных навыков, да и не помешает специальная лапка.

Так сложилось, что на руках стегают большие полотна, типа одеял, а малые формы идут на машину. Просто очень неудобно ворочать большое полотно, двигая под лапку нужный участок. (Правда, можно обойти это неудобство - см. статью о сборке большого полотна).

Но и для ручной, и для машинной стежки одинаково правило: стежку ведут от середины к краям.

Думаю, это правило не надо комментировать: это единственный способ избежать смещения и перекосов слоев ткани.

Если стежка имеет сугубо практическое назначение соединять слои квилта (так бывает, когда вы ведете строчку по границе лоскутных элементов), то подбирайте цвет ниток так, чтобы строчка не выделялась на лицевой стороне. При этом при работе на машине нижнюю нить (в шпульке)берите в цвет подкладки, тогда ваш квилт будет более аккуратно выглядеть.

Простегивать можно в шов; вдоль шва, отступив несколько мм; параллельными линиями; по шаблону; фигурно и т.д.

 

 

Учитывайте, что чем чаще "заполняется" лоскутное пространство стежками, тем плотнее получается окончательное полотно.

 

 

Стегать рекомендуется непрерывно, останавливаться как можно реже. Чаще проверяйте наличие складок на подкладке, прощупывая изделие через слои (особенно перед проходом иглы швейной машины). Расправляйте складки, не допускайте их простегивания. Если складка все-таки образовалась, то придется распороть швы на 7-8 см и прошить заново, расправив ткань.

Для декоративного эффекта очень часто стежку используют, чтобы подчеркнуть контуры лоскутной детали, например, как на этом панно:

 

Посмотрите, такое впечатление, что вокруг рыбки - движение воды. Как такого можно еще добиться без стежки?

А на этом панно Ирины Фоминой "волны" стежки расходятся от фигуры слона, как будто расширяют границы от такого большого животного.

Еще один пример использования декоративных возможностей стежки: оформление каймы рисунком строчки и "заполнение" пустот между элементами лоскутного полотна. Обращаю ваше внимание на то, что здесь использован принцип непрерывности строчки: и на кайме, и на полотне линии не прерываются. Это требует определенных навыков, но результат того стоит.

Еще одна возможность: линии строчки, словно линии рисунка, продолжают тему панно, являясь самостоятельной частью квилта. Видите, лоскутный верблюд движется по барханам стежки, и вся композиция имеет вполне законченный вид.

Кроме строчки, стежку можно выполнять и другими способами. Например, существует "связанная" стежка. Вы не ведете шов "вперед-иголку", а делаете отдельные стежки, связывая на лицевой стороне концы нити. Получаются такие маленькие узелки с торчащими ниточками. Единственное "но": возьмите для этого вида стежки нить поярче и потолще, чтобы декоративный эффект был более заметен. Например, на этой фотографии панно простегано нитками типа "Ирис".

 

Иногда к стежке "подключают" и другие декоративные элементы, например, бисер, пуговицы, шнуры. На этом фрагменте видно, как я простегала новогоднее панно с помощью бисера. Мне хотелось добиться эффекта падающего снега.

Одним стежком я пришивала бусинку, скалывая все три слоя, затем внутри квилта проводила иглу в новое место, выводила ее на лицо и делала следующую "закрепку".

Использование стежки в пейзажных квилтах вообще огромная тема. Там стежка уже не просто технологический прием, не просто декоративный элемент, а полноправная часть образа. Посмотрите, на этом фрагменте видно, как отдельные штрихи нитками в тон помогают сформировать небо и облака.

Ну, и разумеется, нельзя не упомянуть о квилтах, где стежка - единственный элемент лоскутного полотна.

Чтобы придать объемность отдельным элементам, их прошивают по контуру, одновременно посаживая на подкладку. Затем с изнаночной стороны делают надрез подкладочной ткани и в полученное отверстие закладывают объемный материал (синтепон) в качестве наполнителя. Разрез заделывают вручную.

Чтобы подчеркнуть объемность элемента, для подкладки выбирают более плотную ткань, чем та, что используется с лицевой стороны.

Только следите за тем, чтобы при разрезе не повредить внутренний слой, т.е. разрезаете только нижний слой. Это нужно для того, чтобы после набивки элемента его поверхность была ровной, на ней не выступали комочки или бугры.

Если вы стегаете полотно по какому-то рисунку, то можно либо перевести его на полотно (маркером, карандашом, мелом, мылом), либо нанести рисунок на кальку, приметать ее к лицевой стороне и вести строчку по бумаге. При этом рисунок получится более аккуратным, к тому же вам не придется после стежки убирать следы маркера.

Честно говоря, для меня закончить ручную стежку - всегда было подвигом. Я спросила свою учительницу, Брылякову Раису, как ей удается быстро доводить до конца такое количество работ. Ответ был любопытен: "А ничего сложного. Подготавливаешь полотно к работе, а потом садишься и делаешь!"

Я желаю вам приятной работы и прекрасных результатов!

Елена Фоломьева.

PS: Не могу не упомянуть полезные Интернет-ресурсы, связанные со стежкой.

Во-первых, http://stitchaholik.narod.ru/masterskaya2.htm - здесь вы найдете подробную инструкцию по изготовлению рамы для стежки.

Во-вторых, http://www.lerusisik.narod.ru/handquilting.htm - очень полезная статья про стежку на сайте Леры Межибовской.

А еще есть замечательный мастер машинной стежки Любовь Лежанина, которая щедро делится своими секретами. Ссылки на ее уроки вы найдете в разделе "Уроки пэчворка".

 

В работе над статьей мне помогали книги:

Костикова И.Ю. "Школа лоскутной техники, Муханова И.Ю. "Лоскутные узоры",

"Волшебные узоры из лоскутков. Стежка" Burda, Рольф К. "Пэчворк",

МакКормик "Лоскутное шитье", "Техники лоскутного шитья" Singer,

фотографии моих работ и других мастериц, найденные в Интернете.

 

другие статьи