Я давно и с удовольствием посещала
его, каждый раз находя на его страницах что-то полезное и нужное
мне. Когда я создала свой сайт, мне захотелось разместить на его
страницах интервью с той, чье мнение для меня важно и интересно.
Итак, В - мои вопросы, О - ответы Валерии.
В: Помните ли вы свой первый квилт? Где он сейчас? О: Первый квилт я сшила по "Бурде" из старых дочкиных пеленок
- нарезала
байковых квадратиков 10 х 10 см, красиво разложила и сшила. Уже
тогда без
трудностей не обошлось - сверху я еще нашила разные веселенькие
аппликации. Это был мой единственный "функциональный" квилт - верой
и правдой служил он одеялом вплоть до нашего отъезда в Германию.
В: С чего началось ваше увлечение лоскутным шитьем? О: А вот с этого квилтика и началось - успех, он окрыляет.
Ясное дело, всеми
остальными дамскими рукоделиями я и раньше занималась.
В: Что вас больше всего привлекает в пэчворке? О: Рассматривать лоскутное одеяло - все равно, что смотреть в
огонь или на текущую воду: глаз не анализирует
треугольники-квадратики, а скользит по узорчикам тканей, и (хорошие
и разные) мысли приходят в голову.
В: Что вам больше всего не нравится в лоскутном шитье? О: Жизнь коротка, а лоскутных идей так много!
В: Откуда вы берете идеи для ваших квилтов, на что обращаете
внимание? О: В начале творческого пути брала идеи (последовательно) из
"Бурды", Интернета и американских журналов. Теперь скопившаяся в
мозгу информация ищет выхода, и идеи появляются как бы сами. Все же,
поскольку я поклонник скорее традиционных "геометрических" квилтов,
чем живописных арт-квилтов, чаще вдохновляет математика - заполнения
плоскости, они же - узор плиток на полу, фрактальные кривые,
"золотое сечение" и тому подобные штучки.
В: Много ли у вас незаконченных работ? О: Квантум сатис, что означает "достат. кол."
В: Как вы полагаете, в чем причина того, что у многих мастериц
некоторые работы ждут окончания очень долго? Дайте, пожалуйста,
совет, как мотивировать себя на доведение работы до конца. О: Незаконченные объекты, или UFO - беда всех квилтерок, и не
только их.
Здесь, как и в борьбе с шоколадом, главное - не комплексовать:
незаконченный квилт такое же нормальное явление, как "лишняя"
шоколадка (как вообще шоколадка может быть лишней? Но я отвлеклась).
Квилт имеет
право на "созревание". Когда-то я прочла, что не стоит торопиться
строить межзвездные корабли: с развитием техники появятся все более
быстрые, и корабли, посланные к звездам немного позже, достигнут
цели значительно раньше. В применении к квилтам это означает:
техника мастерицы со временем растет, и то, что месяц (или год)
назад казалось непосильной задачей, на самом деле просто дожидалось
своего часа и своего уровня "зрелости" авторки. См. мою "Молитву о
незаконченных проектах".
В: Каким вам видится идеальный квилтер ( я имею в виду человека)? О: Каждый из нас - идеальный квилтер. Лоскутное шитье
предполагает наличие в "заболевшем" им определенных качеств:
терпения, любви к мелкой ручной работе, начатков художественного
чутья... Все остальное приходит со временем само. Надо только ничего
не бояться: "ой, я никогда так не делала, у меня не получится,
слишком сложно" и т.п. - все эти мысли надо оставить за бортом.
В: На вашем сайте я впервые узнала о существовании в челлендж
квилтов. Как вы думаете, возможно ли нечто подобное не на базе
реального клуба, а в Интернете, например, на сайте?. Все мои
знакомые, кому я рассказывала об этой идее, в один голос восклицали
"Как интересно! Я бы поучаствовала!" О: Да запросто! Через Интернет это гораздо проще устроить.
Можем объявить и посмотреть, что получится. Только призов не будет,
но челлендж - это не лоскутная выставка, участие в нем интересно
само по себе (честное слово, так и есть, в виртуальных челленджах
важно участие - и признание коллег! Призов не раздают)
В: Как долго вы делали свой сайт? Кто вам помогал? С кого вы
брали пример ? О: Сайт сделала по примеру моего любимого
www.quilterscache.com. Все делала и делаю сама - квилты, фото,
картинки, схемы, описания и сами вебстраницы.
В: На страницах гостевой книги вашего сайта я видела рассерженное
письмо одной из мастериц, которая считает, что нельзя заниматься,
например, японскими квилтами, не проникнувшись духом и традициями
Японии, что за русскими лоскутницами не стоит Традиция и т.д. Честно
говоря, меня задело это письмо. Неужели все, что мы делаем лишь
копирование чужих образцов и шитье милых безделушек ? Почему
лоскутное покрывало в американском журнале это стильно, а у нас дома
нет? Почему опыт наших предков не принимается во внимание? В связи с
этим у меня вопрос. Валерия, как вы думаете, в чем должно быть
проявление Традиции? О: Лоскутное шитье очень похоже на джаз. Сначала нужно
тщательно изучить основы, "классическое наследие", и только после
этого можно импровизировать, улетая далеко-далеко от первоначальной
темы. Копирование
чужих образцов - необходимый этап в эволюции квилтера; здесь главное
- не слишком "застревать" на этом этапе. Что до "милых безделушек",
то сейчас "мелочушки" столетней давности - подушечки для булавок,
сумочки-мешочки, туфли-жилеты и т.п. - все это стоит громадных денег
и не из-за возраста, а из-за труда, художественного вкуса и души,
вложенных в них. А лоскутное одеяло стильно в любом интерьере, не
только в американском.
В: Лоскутница-художница и лоскутница-любитель, по-моему такие же
стороны одной медали, как гигантское лоскутное панно в холле
гостиницы и самодельный плед на диване. Почему-то, первое считают
проявлением высокого искусства, а на второе смотрят снисходительно,
мол, ему место только в детской, на кухне или на даче. Как вы
считаете, какое лоскутное изделие достойно названия произведение
искусства ? О: На этот счет у меня довольно строгие критерии. Хорошим я
считаю квилт: 1)качественно сделанный - раскроенный, сшитый, если
нужно - простеганный 2)оригинальный. Оригинальным может быть и
квилт, сшитый по старинным схемам, если он являет собою больше. чем
просто "сумма частей", т.е. выражает какую-то мысль автора 3)
красивый - самый сложный и индивидуальный критерий. "Для любого
мужчины красива только его любимая" - квилт, который кажется
красивым одному, оставляет другого равнодушным. Что ж, будем искать
"свою аудиторию".
В: Где проходит граница между стильно и кустарщина ? О: Это вы о случаях, когда о явно "кичевом" изделии вам
говорят: "О, ты ничего не понимаешь, это сейчас модно, это стильно"?
Нет такой границы. Коврики с лебедями или русалками - тоже стильно,
а если мы так сейчас не думаем, то подождем лет 10. Но, честно
говоря, если с квилта при стирке течет краска или полупрозрачный
ситчик превращается в тряпку, дело безнадежно.
В: Как вы смотрите на то, чтобы по следам своих работ издать
электронную книгу по пэчворку? Думаю, многие новичков приветствовали
бы это. О: Супер! Спонсоры, ау, где вы?..
В: У вас есть любимые ткани? Любимые блоки? Любимые изделия ?
О: Я предпочитаю так
называемые "scrap quilts" - квилты из остаточков, и если вы думаете,
что все квилты такие, так вы таки ошибаетесь. В последнее время я
увлекаюсь "крейзи" (теми, что богато вышиты) и объемными блоками
типа цветов оригами.
В: Какими техниками лоскутного шитья вы владеете? Я так поняла,
что вы из вечных учениц, как и я. О: Проще сказать, чем я не владею. Я не умею рисовать,
поэтому акварельные квилты и art quilts - не мое. Не умею
простегивать на машинке, делать машинную аппликацию - вообще с
швейной машиной у меня дальше прямой строчки не идет (шутка). Также
я не люблю "не вечные" техники, т.е. не допускающие стирки и т.п., -
"квилты" на клеевом флизелине и включение в квилт бумаги, пластика и
т.п. Все остальные встреченные мною техники я стараюсь хоть раз, да
попробовать.
В: Ваш лучший квилт ? О: Я мои квилты вообще люблю...