В марте и апреле 2010 года
квилт-студия «Гатчина» экспонировала свой проект «Калевала» в музее
Петербургского института ядерной физики и в «Музее истории города
Гатчины».
Работа над проектом
складывалась медленно. Читали знаменитый эпос, обсуждали какие из него
темы можно взять для изобразительного искусства. В 2009 году мир отмечал
юбилей «Калевалы». А основные стихи эпоса были собраны на территории,
где сегодня располагается Ленинградская область. И мы, жители области,
оказались причастны к этому событию.
Войти в финно-угорскую культуру
оказалось непросто. Пришлось обозначить глобальные темы, и именно они
послужили толчком для фантазии лоскутниц. Не случайно обзор выставки
начинался с работы Н.К.Рабзиной «Калевала в стиле Малевича», которая так
привлекала внимание зрителей.
А панно Л.И. Буровой «Дуб» -
свидетельство того, что темы были выбраны очень точно: ведь в народном
эпосе есть свои версии сотворения мира.
Названия многих работ свидетельствуют
о глубоком восприятии эпоса. Целью своею лоскутницы ставили не
изобразительные сюжеты, а ассоциативные образы, и названия помогают
зрителю понять этот образ: «Волшебная поляна Осмо» (Л. Заручейнова),
«Таинственный мир» (Н. Мельникова)
и «Сампо» (Н. Мельникова)
«Северная чернь или приданое Айно» (Л.
Кущ)
«В доме у Лоухи» (Н. Косьянковская)
.
Авторы обращались к
материалам археологических раскопок проводимых на Северо-Западе, и
использовали их аналоги в силуэтах кувшинов или в узорах ювелирных
украшений.
Хорошо выглядело и
сочетание в экспозиции разномасштабных работ. В этом чувствуется влияние
на студийцев фестивалей лоскутного шитья, в которых они участвуют.
У мастеров появилось тяготение к
крупной форме, которая выигрышно смотрится в больших залах.
Высока у всех студийцев и культура
исполнения работ, столь разных по жанру. Тут и салфетка «Клюква на
болоте» (Н. Рабзина), и скатерть «Блики на воде» (Т. Меркулова)
и покрывало «Белое безмолвие» (Л. Кущ)
и ее же панно «Северные узоры»
Завершало экспозицию
панно «Калевала» (Н. Косьянковская), где с помощью цвета и фактуры
решалась задача, как передать впечатление современного человека от всего
эпического произведения.