Пожалуй, не ошибусь, если скажу,
что комбинация тканей по цвету волнует всех мастериц без исключения
– и начинающих, и опытных. Цвет – это первое, что «цепляет» при
первом взгляде на лоскутную картину, а уже потом пойдет
разглядывание деталей и композиции в целом. Ошибки именно в цветовом
решении наиболее заметны и труднее исправимы.
В данной
статья я попытаюсь описать некоторые ключевые моменты работы с
цветом.
Наверное, вы
знаете о существовании т.н. «Цветного Круга». Он представляет собой
круг, поделенный на несколько сегментов, каждый из которых окрашен с
разный цвет. Расположение цветов на этом кругу соответствует
расположению цветовых волн. Самое известное подобное
расположение - радуга. Помните, «Каждый (красный) Охотник
(оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит
(синий) Фазан (фиолетовый)».
Синий, красный
и желтый называются основными, первичными цветами, потому что при их
смешивании можно получить все остальные цвета. На цветовом круге эти
цвета обычно расположены на равных расстояниях друг от друга.
Т.н. вторичные
цвета – зеленый (синий + желтый в равных частях), оранжевый (красный
+ желтый), фиолетовый (синий + красный).
При смешивании
основных и вторичных цветов получаем новые.
Разумеется, на
рисунке вы видите чистые цвета, то, с чем в действительности вы
будете иметь дело, будет выглядеть несколько иначе.
Ведь
существует масса оттенков цвета (при добавлении к чистому цвету
какого-то количества черного пигмента, чтобы сделать цвет более
темным или белого – для осветления), или тонов (это когда к цвету
добавляется серый, что делает цвет более блеклым).
Но сколько бы
цветов вы ни использовали в своем изделии, всегда какие-то из них
будут доминировать, выделяться.
Есть несколько
основных правил, которые вам надо учитывать при подборе цветов для
лоскутного полотна.
Чистые
цвета всегда более заметны, чем их оттенки
Чисто
желтый цвет – самый доминирующий
Теплые
цвета (на правой половине круга, это красный, желтый, оранжевый)
«перевешивают» холодные (на левой половине круга, это синий,
зеленый, голубой). В полотне холодные цвета как бы отступают, а
теплые – придвигаются.
Темные
участки более заметны, чем светлые. Например, темная кайма может
«собрать» все полотно, а при светлой оно будет казаться
«разваливающимся».
Очень
светлые, редкие акценты в вашем лоскутном полотне на темном фоне
могут существенно преобразить все.
Например, как
в этом полотне, выполненном Энни Э. Бонтраджер, Honeyville, Индиана.
В принципе, довольно однообразный рисунок заиграл за счет нескольких
светлых штрихов.
Разновидности белого, серого или бежевого считаются
нейтральными, т.е. такими, которые не влияют на восприятие
других цветов. При этом они должны быть настолько темными,
насколько это допустимо в качестве фона для более ярких цветов.
Есть несколько «формул» для достижения гармонии цвета.
1.
Использовать оттенки одного и того же цвета, разные по яркости и
оттенкам.
2.
Использовать любые 3 цвета, которые находятся на цветном круге
рядом, например, зеленый, желто-зеленый и желтый. При этом один из
цветов обычно преобладает.
3.
Использовать противоположные цвета – те, которые на цветном круге
находятся друг против друга, например, красно-фиолетовый и
желто-зеленый, красный и зеленый. В этом случае лучше всего
использовать один цвет в меньших количествах, чем другой.
4.
Использовать 3 цвета рядом и добавить в качестве штриха цвет,
противоположный «среднему». Например, сине-зеленый, зеленый,
желто-зеленый и добавить немного красного.
И т.д.
Когда вы шьете
что-то большое, например, одеяло, изменение в цветовом решении
одного блока может существенно повлиять на все полотно.
На игре
цветом основано большое количество методик оптического обмана.
Посмотрите, как это обыграно в работах зарубежных мастеров.
Эта работа
называется «Шторм». Темным цветом выделены «волны» и тем самым
задается ритм полотна.
А это работа
Глории Хансен. Посмотрите, только за счет цвета, не изменяя ширину
полосок, она создала впечатление, что центральный квадрат словно
вываливается из полотна.
Есть
несколько приемов, которые помогут нам предварительно оценить,
удачность нашего выбора.
Если
можете – воспользуйтесь компьютерной программой. Начертите схему
вашего полотна, сначала не закрашивая его. Попробуйте один
способ размещения цвета. Потом при помощи «сохранить как»
сохраните этот вариант, оставив вашу схему чистой. Потом
откройте ее заново и попробуйте раскрасить по-новому. В
принципе, так можно поступать и без компьютера, раскрашивая
картинки вручную, просто более хлопотно.
Используйте сканер или копировальное устройство, чтобы сделать
черно-белые фотокопии тканей, потом сортируйте их, так легче
судить о яркости.
Посмотреть
на ткань «издали». Можно посмотреть на ткань через бинокль,
только перевернуть его наоборот, чтобы он не увеличивал, а
уменьшал. Либо просто прикрепить кусочки тканей на чистую стену
(скотчем или булавками) и взглянуть со стороны.
Купите
хорошую книгу по работе с цветом.
Обратите
внимание на квилты на выставках или сайтах. Что вам понравилось,
а что нет?
В конце
концов, не существует никаких плохих цветовых сочетаний. Вы всегда
можете сделать работу в другом цвете, играя с оттенками.
Используйте
цветной круг, экспериментируйте с основными направлениями и
фантазируйте, пробуйте что-то новое.
Иногда наши
«ошибки» оказываются нашими самыми большими успехами.