Эта статья
написана Валерией Межибовской (Лерусик) по моей просьбе. Дело в том, что
в гостевой книге был поднят вопрос о специальных тканях для пэчворка. Я
рассудила, что будет интересно послушать человека, который чаще нас,
россиян, "сталкивается" с такими тканями - Валерия живет в Германии.
Для нас подобные
ткани доступны чаще всего в больших городах, да и то не всегда. Но если
задаться целью, то можно найти их в Интернете, в специализированных
магазинах. Кстати, в
этом
интернет-магазиневы можете подобные
ткани не только посмотреть, но и купить.
По
определению, "специальная ткань для пэчворка" - 100%-я хлопковая ткань
производства США, созданная специально для пэчворка. И это не тавтология
- я предполагаю, что Америка выпускает и другие хлопковые ткани. Те, что
нам нужны - как правило, шириной 110 см (44 дюйма), достаточно плотные,
мало осыпаются на срезах, при стирке не линяют, почти не дают усадки и
не становятся мягче (как "прозрачные" совковые ситцы). "Специально
пэчворковыми" их делает также и рисунок ткани: тамошние фирмы знают (или
думают, что знают) потребности лоскутниц, дизайнеры создают целые линии
тканей, подходящих друг к другу - с крупными мотивами, с мелкими
мотивами, с полосами-бордюрами, на светлом фоне, на темном фоне, и так
далее до бесконечности. Немного остановлюсь на известных или интересных
группах тканей.
Ткани-"репродукции", воспроизводящие ткани какого-то времени: конца ХХ
века, 1920х, 1950х, ... Как правило, их используют для квилта в стиле
соответствующей эпохи, в этом случае их не комбинируют с другими. Но они
бывают очень миленькими, стоят не дороже других тканей - почему не
скомбинировать, если душа просит?
Батики - из-за
технологии крашения они плотнее, чем остальные ткани, поэтому немного
хуже в простегивании. Самые известные - Hoffmann Bali Batiks. Есть и
"поддельные" батики - на них имитирующий батик рисунок нанесен не в
технике батика, а обычной печатью; они стоят дешевле, чем настоящие,
которые довольно дороги.
Ткани с
позолотой - их можно стирать, но от частых стирок позолота слазит,
поэтому лучше не злоупотреблять и не использовать их для "bed quilt" -
одеяла или покрывала, подверженного интенсивному износу.
Клеточка-полосочка, они же plaids. Лучше, если рисунок не печатный, а
тканый - соответственно стоит дороже. Американки всегда ценили клетку, а
теперь эти ткани в особой моде после японских квилтов.
Ткани ручного
крашения - не у себя дома, а в мастерской известного специалиста. Могут
напоминать батики, могут быть покрашены с узлами и сборками по методу "tie
and dye". Могут быть очень многоцветными или почти однотонными. Особо
интересно мраморное крашение - я видела кусок "мраморной" ткани разм. ок.
1,5 х 2 м, и учтите, что при мраморном крашении ткань должна плоско
лежать на поверхности воды!
Однотонными
тканями, казалось бы, никого не удивишь. Но если их 50-70 разных цветов,
это впечатляет (например, Kona Cotton). Если однотонные ткани кажутся
слишком скучными, то есть еще "near solids", т.е. "почти однотонные" -
ткани с мелким монохромным рисунком или с небольшими изменениями цвета,
вроде как "нам, квилтерам", негоже шить из ткани без рисунка. Дело
вкуса.
Нужно ли
стирать эти ткани? И можно ли их стирать? Вышеупомянутый "совок" после
стирки превращается в тряпку - линяет краска, уходят пропитки, ткань
перекашивается так, что нитки уже никогда не станут перпендикулярными.
Всего этого лишены счастливые обладательницы "спецпэчворковых" тканей -
не линяющих, не садящихся и без водорастворимой пропитки. Все же
некоторые новые ткани нужно стирать - например, фланель и plaids, они
при стирке садятся (хотя это всегда указывается, например, на кромке
ткани). Кроме того, какие-то пропитки в тканях все же есть, и они не
полезны для здоровья, поэтому некоторые советуют стирать все новые
ткани, чтобы не дышать пропитками (Лично я ничего не замечала, но кто
его знает...-Lerusisik) Опять же, в некоторых случаях стирка
нежелательна (ткани с позолотой) или противопоказана (например, заведомо
линяющая ткань для панно, которое предполагаем никогда не стирать, или
метод Stack-n-Whack).
Только не
думайте, пожалуйста, что на "специальных тканях для пэчворка" свет
клином сошелся. Понятно, если дама приходит в лоскутный магазин с
журналом и требует точно те ткани, из которых сшита журнальная модель, -
здесь медицина бессильна. Но творческие квилтеры всего мира (и не голь,
которая на выдумки хитра, а жители тех мест, где нет проблем с тканями и
деньгами) давно расширили границы определения, что есть ткань для
пэчворка. Во-первых, во многих странах есть свои оригинальные
текстильные мануфактуры: провансальские ткани из Франции, вестфаленские
из Германии, а есть еще Голландия, не говоря уже о Японии. Правда, про
вестфаленские ткани я слыхала, что они, как и ткани Каффе Фассет,
сочетаются только друг с другом; но важен принцип. Во-вторых, есть еще
всеобщий любимый Б.У.-тик, он же секонд-хенд, он же блошиный рынок,...
Зачем тратится на дорогущие клеточки, когда есть бесплатные мужские
рубашки в клетку? Знаете ли вы, что могут сделать умелые руки из
постельного белья? Кроме того, есть еще футболки, джинсы, обивочные
ткани и мужские галстуки. И еще я видела квилты из гардинного полотна
(прозрачные), из ткани для парусов и из пластиковых пакетов.
PS. Ширина 110
см - не догма: бывают "сверхширокие" ткани специально для подкладки
квилта, чтобы она была без шва.