Чтобы попасть в залы выставки, надо
было пройти через залы, в которых проходит выставка "Шубы,
шубки..." - верхняя одежда народов России. Я сразу узнала лоскутную
технику - комбинирование меха и ткани - в зипуне жителей одной из
северных губерний:
А это - японский халат. Узор на нем -
аппликация сплошным куском ткани.
А это - халат дервиша. Самый настоящий
квилт - три слоя, соединенных стежкой. Причем простегано не нитью, а
чем-то вроде бечевки. Создается иллюзия кольчуги (щелкните по картинке -
увидите стежку подробно)
А этот мужской халат - думаю, не
побрезговали бы надеть и в наши дни. Узоры на полочках, рукавах и спинке
- аппликация. Вообще, на выставке большинство узоров именно аппликация и
вышивка.
А эта "змейка" на подоле женской
рубахи - свернутая полоска ткани. Получается объемно и красиво.
Древние мастерицы не "изобретали
велосипед". Посмотрите, это деталь кокетки - лоскут ткани с нашитыми на
него полосками.
А эти работы, может и не являются
пэчворком, но очень близки к рукоделию.
Это работы из войлока современного
художника Пилина А.В. из Удмуртии.
Несколько современных работ на
стендах.
Обратите внимание на кокетку - узор
составлен из присборенных лент (щелкните на картинку, чтобы посмотреть
поближе)
А это - не современные работы, как
можно подумать, это 19 век - пояса с карманами, ленты для связывания
стопок постельного белья (!)
Это - платки замужних женщин. Кстати,
посмотрите на узор. И как после этого на американских сайтах ставят знак
"авторские права" на такие блоки? Наши предки уже как минимум сто лет их
шьют.
А это - настенный ковер из Киргизии,
тоже 19 век. Правда, идея все еще актуальна?
"Поручник" - коврик для молений
старообрядцев.
А это - Таджикистан начала 20 века.
Смотрите, опять Азия, а блок - наш
"архангельский колодец"!
А эту идею я взяла на заметку: чтобы
сделать одеяло не таким пестрым, можно разбить полотно однотонными
квадратами, а соединительные полосы сделать пестрыми.
А это - лоскутный платок замужней
женщины Мордовии конца 19 века.
Было еще много идей по народным
костюмам, которые можно использовать в детских карнавальных костюмах, но
об этом мы поговорим ближе к Новому Году.
Из посещения выставки я вынесла, кроме
записей в блокноте и фотографий, чувство устойчивого уважения к моим
(и не только ) предкам, которые несмотря ни на что сохранили красоту в
своей душе и передали ее нам. Даже через годы видно, с каким старанием и
любовью расшивались узорами одеяла, рубашки и платки.
Да, крой примитивен, швы грубы и мало
кто согласится сегодня надеть что-то подобное. Но этого и не надо.
Достаточно того, что эти вышивки, аппликации, коврики и полотенца были,
что они есть и мы можем видеть их, принимая в себя эстафету Красоты и
Света.